Автомобильный журнал

Разочарование стабильностью

21 января 2014 11:18
image
Поделитесь с друзьями

Прошедший 2013 год войдет в историю российского автомобильного бизнеса как самый стабильный. Продажи изменились всего на 5%. По сравнению с предыдущими периодами это очень мало — ранее в России наблюдались скачки на 20-30% ежегодно, причем в обе стороны. Самое интересное, что в начале года участники рынка прогнозировали именно стабильный пятипроцентный рост. Ошиблись они в одном — вместо роста в России наблюдалось падение.

Согласно отчету комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году в России было продано 2 миллиона 777 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей. Это позволило нам удержаться на втором месте в Европе, уступив лишь Германии. Впрочем, радости на лицах собравшихся на конференцию автомобильных менеджеров было немного.

Катастрофы, как в кризисном 2009 году, не произошло, но у многих продажи упали более чем на 20%. И даже те игроки, которые хвастались ростом, выглядели уставшими. Что уж там — 2013 год стал первым, когда автопроизводителям и дилерам приходилось в самом деле бороться за покупателей.

А что сам покупатель? Каким он стал в минувшем году? И какие машины ему теперь нужны?

Главный герой продаж — кроссовер Renault Duster. В итоговой таблице он занял четвертую строчку, пропустив вперед Lada Granta и близнецов Hyundai Solaris и Kia Rio. Но именно Duster показал наибольший рост. Кажется, спрос на эту модель до сих пор превышает предложение и продажи сдерживаются исключительно производственными мощностями. При этом все три модели, которым все же удалось опередить Duster по популярности, выигрывают у него в цене — очевидно, что среди покупателей той же Lada Granta от кроссовера Renault никто бы не отказался, да бюджет не позволяет.

Собственно, Granta, Solaris, Rio и Volkswagen Polo Sedan — вот наиболее типичные автомобили среднестатистических россиян. С натяжкой, но эти машины годятся на роль семейных седанов, они современны, оснащены минимальным набором опций и стоят вменяемых денег. Пожалуй, на сегодняшней день именно они являются типичным транспортным средством сферического офисного работника в вакууме.

Главные неудачники года — автомобили гольф-класса, которые еще несколько лет назад безгранично правили продажами в России. Теперь легендарный когда-то Ford Focus опустился на 7-е место, Chevrolet Cruze  - на 10-е. Почему так произошло? Виноват, во-первых, рост цен, сделавших седаны сегмента «B», такие как тот же Solaris, более привлекательными. А во-вторых, все тот же... Renault Duster и другие компактные кроссоверы, которые при сопоставимой цене педлагают покупателям еще и высокую посадку, адаптированный к России дорожный просвет, а зачастую еще и полный привод.

Пример неудачи — пара Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, на которые французы делали высокие ставки. Машины задумывались как идеальное транспортное средство среднестатистического россиянина — просторные, мощные, комфортные, с энергоемкой подвеской, солидным дизайном и умеренной ценой. Увы, покупатели всего этого не оценили и массово ринулись за кроссоверами.

В прошлые годы «паркетники» уже убили седаны сегмента «D», такие как Toyota Avensis или Nissan Premera. Ничтожной остается доля минивэнов — в этом сегменте предпочтения россиян явно на стороне семиместных внедорожников. На исходе сегмент доступных бизнес-седанов — даже продажи лидера класса Toyota Camry снизились на 5%, при том что новый RAV4 продается на ура.

Итак, кто же стал главным победителем и главным проигравшим в 2013 году?

Победители:

1) Renault. Французов можно назвать победителями с натяжкой. Прибавив 11%, они заняли лидирующие позиции среди иномарок на российском рынке, но победа пришла за счет единственной модели — Duster. Остальные машины с ромбиком на капоте в минувшем году отступали. Logan, когда-то возглавлявший список топовых иномарок, опустился ниже 10-го места. Удержать лидерство Renault будет непросто.

2) KIA. Продав на 6% больше, чем в предыдущем году, корейская компания может гордиться не столько вторым результатом среди иномарок, сколько уверенным ростом по всем направлениям — покупатели благосклонно принимают не только бюджетные седаны Rio, но и практически любые корейские модели. Виной тому дизайн, агрессивный маркетинг и цена. При этом в компании уверяют, что ни о каком демпинге речи не идет и каждая машина приносит прибыль.

3) Mercedes-Benz. Что бы не происходило в стране, но автомобили с трехлучевой звездой на капоте — это ценности вне времени. Немцы прибавили аж 19%, продав почти 45 тысяч машин. Учитывая, что именно Mercedes занимает первое место по средней стоимости продаваемых автомобилей, за россиян можно только порадоваться.

Проигравшие:

1) Ford. Когда-то один из лидеров рынка, первый производитель, предложивший в России хороший автомобиль по хорошей цене, сейчас Ford упал на 18%, заняв девятую строчку в рейтинге. Положение рассчитывают поправить за счет модели Ecosport – недорогого компактного кроссовера, который появится на рынке к концу 2014 года.

2) Peugeot-Citroen. Французы к 2013 году подготовили для России два типа седанов-близнецов. Компактные 301/C-Elysee и солидные 408/С4 Sedan. Принимая решение о том, какую линейку выпускать в России, боссы компании сделали ставку на крупные седаны и, похоже, промахнулись. Ни 408, ни C4 не попали даже в топ-25 самых продаваемых машин, а завозимые из Испании 301 и C-Elysee и вовсе продавались штучно.

3) Volvo. Упав на 26% шведский производитель окончательно сдал рынок немецкой премиум-тройке. Причина падения — устаревший модельный ряд. И перспективы у скандинавов не лучшие — дело в том, что руководство Volvo приняло решение полностью отказаться от моторов с числом цилиндров более четырех. В итоге сложно представить себе российского покупателя, который купит новый XC90 c двигателем объемом 2,0 литра.

Автомобиль            
Продажи 2014 
Продажи 2013 
Разница%
Lada Granta16694712115138
Hyundai Solaris139911107763
KIA Rio89788847306
Renault Duster837024734477
VW Polo 72565693855
Lada Kalina67960119890-43
Ford Focus6714292219-27
Lada Priora57687125951-54
Lada Largus5764114563296
Chevrolet Cruze5436763181-14
Chevrolet Niva5334459331-10
Lada 4x45169354656-5
Renault Logan5089458734-13
Renault Sandero4373748632-10
Opel Astra4204052331-20
Nissan Qashqai407393679311
Lada Samara4009867971-41
Toyota RAV4398852716647
KIA C'eed3498111429206
KIA Sportage33451327162
Toyota Camry3289534619-5
Skoda Octavia3215352036-38
Hyundai ix35317062810413
Toyota Corolla3064433262-8
Daewoo Nexia2889855034-47

image
Подпишитесь на канал в Яндекс.Дзен Подписаться
Галерея Самые-Самые 2013
Текст: Сергей Иванов
Фото: carTimes.ru
image
Поделитесь с друзьями
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: Парижский автосалон
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: BMW X6
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: MINI 5d
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: BMW i8
CarTimes.TV: Subaru Outback
CarTimes.TV: Subaru Outback
У нас есть значительная фора по времени

Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.

05 февраля 2014
Россию характеризует слово «непредсказуемость»

Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.

12 августа 2013
Вместе и порознь

Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов

13 июня 2013