Alfa Romeo – одна из компаний, которые практически являются ровесниками автомобиля, и происходят от той пресловутой «первотелеги», на которую водрузили мотор, и от которой пошла расти автомобильная промышленность. В 2010 году компания отмечает юбилей – сто лет своей истории. Именно сто лет назад, в 1910 году, в Ломбардии появился завод, производящий автомобили под маркой A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili).
Если подходить к истории скрупулезно, то все началось несколько раньше – в 1906 году некий француз Александр Даррак начал производить в Неаполе лицензионные французские вуатюретки имени себя (Darracq). Слабосильные (8 л.с.) повозки итальянцам не понравились, Даррак быстро разорился, а его предприятие перешло в руки новых хозяев. Это и было началом «Альфы», которая еще не была тогда «Ромео», но уже с первой модели обозначила вектор развития будущей легендарной компании – спорт и технологии. Новые владельцы не пошли по порочному пути Даррака, а первым делом спроектировали новый автомобиль, буквально напичканный передовыми по тем временам решениями.
Среднеразмерная машина 24HP получила инновационный 42-х сильный двигатель – верхнеклапанный, с алюминиевым картером типа «моноблок», с высокими оборотами – 2400 об/мин! Это был двигатель, изначально рассчитанный на спорт, его разрабатывал специально приглашенный инженер Джузеппе Мерози, который считался тогда крупнейшим специалистам по спортивным моторам. Уже в 1911 году первые «Альфы» вышли на старт гонки Targa Florio, а через пару лет двигатели получили два распредвала (!), стали развивать 60 л.с., а машина, разгоняющаяся до 140 км/ч, выигрывала гонку за гонкой.
Первая мировая война остановила производство, и полумертвую компанию в 1915 году взял в управление итальянский предприниматель Никола Ромео – именно от его фамилии, а не от персонажа Шекспира, появилась вторая часть названия бренда. Опытный бизнесмен сумел взять контракты на военное производство, и на заводах «Альфы» стали делать авиационные моторы, компрессоры и прочее оборудование для военных заказов. Это было настолько прибыльным, что производство автомобилей не возобновляли целых пять лет, и лишь в 1920 появилась новая модель - Torpedo 20/30 HP. На ее эмблеме впервые появилась надпись ALFA ROMEO-MILANO. В 1925 году компания выпустила 1110 автомобилей – своеобразный рекорд для бесконвейерного производства. При этом технические и спортивные успехи были удивительны - Alfa Romeo P2 выиграла Чемпионат мира! Именно в честь этого события на эмблеме появился лавровый венок.