В Великобритании остановлено производство Land Rover Defender – долгое время эта машина была известна как просто Land Rover. На этом закончилась почти 68-летняя история одного из самых проходимых четырехколесных автомобилей в мире.
Уходят последние. В США готовят замену легендарному Jeep Wrangler, Toyota почти свернула выпуск Land Cruiser 70 и даже в России с ее вечными дорожными проблемами завершается выпуск UAZ Hunter. Заканчивается целая эпоха в мировом автомобилестроении.
Но как все начиналось?
Если сейчас выйти на улицы, вы увидите, что практически каждый второй автомобиль – это внедорожник или кроссовер. Удивительно, но еще в 40-е годы таких машин в гражданском исполнении не было вовсе! То есть внедорожники были, но военные, предназначенные для армии.
А простые граждане покупали исключительно легковушки. Объяснялось это, отчасти, тем, что тогдашние легковые модели обладали по современным меркам просто гигантским дорожным просветом и энергоемкими подвесками – на таких по разбитым грунтовкам ездить не проблема. Ну и боссы автоконцернов считали, что за полный привод покупатели попросту не захотят доплачивать.
Land Rover Series I
Собственно, те самые американские военные «Джипы» вообще стали массовым явлением в мире лишь благодаря войне – они поставлялись из США всем союзникам, а, значит, встречались во многих странах.
И вот, в это самое послевоенное время в Великобритании существовала фирма Rover. Дела у предприятия шли отвратительно в разоренной войной Европе – дорогие довоенные легковушки оказались никому не нужны. И тогда конструктор компании Морис Уилкс нашел утешение в… сельском хозяйстве, проводя время на собственной ферме в Южном Уэльсе.
В те годы другая английская компания Standart Cars испытывала трудности того же порядка, что и Rover. И вышла из сложного финансового положения, предложив рынку компактные… тракторы. Пусть на легковые автомобили у британских фермеров денег не хватало, но без тракторов, тем более компактных и дешевых, им было деваться некуда.
Но Уилкс быстро обнаружил у трактора один большой недостаток – на нем было крайне неудобно передвигаться по дорогам. То есть обойтись без машины все равно было нельзя. А денег на машину и трактор не хватало. Сам Уилкс на своей ферме нашел выход из положения – он взял все тот же американский военный Jeep и подверг его основательному тюнингу. Инженер вывел сзади машины вал отбора мощности, чтобы к нему, как к трактору, можно было крепить навесное сельскохозяйственное оборудование. И получилось!
Land Rover Series II
Следующий прототип Уилкс строил уже из деталей родной фирмы Rover – самоходную четырехколесную тележку оснастили стандартными бензиновым мотором и коробкой передач, однако добавили передний мост и двухступенчатую раздаточную коробку. Валы отбора мощности выходили из автомобиля и спереди, и сзади, так что крепить к шасси можно было не только плуг или сеялку, но и, в теории, роторный снегоуборщик. Кузов, если можно так назвать открытую телегу на раме, был одноместным – водитель сидел на лавке, руль располагался посередине, а сзади размещался грузовой отсек.
На испытаниях прототип показал себя с лучшей стороны как по части собственно тракторных способностей, так и в проходимости, к тому же на нем можно было худо-бедно передвигаться не только по пашне, но и по дорогам. Начались работы над серийной моделью. Руль сместился в сторону, мест в салоне стало пять, появились двери и матерчатая крыша.
В серийном варианте машину представили в 1948 году. Из-за нехватки листовой стали кузовные панели этого внедорожника сделали из алюминия. И дали имя – Land Rover.
Так началась легенда. Спрос на автомобиль оказался гораздо выше ожидаемого. Как выяснилось, подобная техника нужна не только фермерам, но и другим гражданским лицам – охотникам, путешественникам, а в отдаленных частях планеты – даже учителям, священникам и врачам. И хотя изначально компания Rover планировала выпускать свой «полутрактор» в течение нескольких лет, чтобы затем вернуться к производству традиционных легковых машин, спустя десятилетия Land Rover до сих пор выпускается, а сам Rover – уже история.
Land Rover Series III
Так почему все закончилось?
Land Rover многократно модернизировался. Конструкторы удлиняли базу и расширяли колею, одними из первых ставили под капот мощный дизельный двигатель, меняли рессоры на пружины.
Последняя серьезная модернизация случилась в 1983 году, когда появился текущий вариант машины. Land Rover получил постоянный полный привод, пружинную подвеску вместо рессорной и цельнометаллический кузов. Но общий принцип остался неизменным: рамная конструкция, неразрезные мосты и кузовные панели из алюминия.
Land Rover Defender
После появления модели Discovery в 1989 году оригинальный Land Rover получил, наконец, имя собственное – Defender. И с рядом дальнейших модернизаций просуществовал на конвейере до нашего времени.
Увы, в XXI веке машина, конструкция которой уходит корнями в 40-е годы, окончательно превратилась в рудимент. Неудобная посадка, когда водитель вынужден упираться плечом в боковое стекло, отсутствие комфорта в современном его понимании, да и безопасность так себе – все это решило судьбу Defender. К тому же на рынке с 1948 года появилось множество машин на любой вкус и цвет с полным приводом и хорошей проходимостью – у Land Rover теперь есть альтернатива.
Есть машины дешевле, вроде того же «УАЗа», есть надежнее – например, Toyota Land Cruiser 70. Есть и комфортнее, скажем, Nissan Patrol. А по проходимости с Defender может поспорить Suzuki Jimny, если последний поставить на правильные колеса. Наконец, фермеры давно пересели с Land Rover на современные пикапы, вроде Mitsubishi L200.
Да и согласитесь, неправильно это – 68 лет выпускать машину, не меняя ничего кардинально в ее конструкции!
Что же дальше?
Марка Land Rover никуда не делась. Есть Discovery, есть Discovery Sport. И новый Defender будет!
Land Rover Series I и DC100
Вот только каким он станет? Британцы говорят – совершенно новым. Четыре года назад фирма уже показала концептуальную версию возможного приемника – DC100. Несущий кузов, независимая подвеска всех колес… несмотря на стильный дизайн, поклонники марки раскритиковали концепт в пух и прах. Как же так – без рамы и без неразрезных мостов?
В итоге выпуск наследника Defender отложили. Но не отменили. В Land Rover говорят, что эта машина «станет абсолютно новой, но не будет иметь ничего общего с концептом». При этом глава компании Джерри Макговерн обещает: «Люди сразу поймут, что это Defender». Что же, ждать осталось всего 2-3 года.
Исполнительный директор MMC Rus Андрей Панков — главный по электромобилям в России. В беседе с CarTimes.ru господин Панков рассказал об удовольствии за рулем, важности бизнес-связей и электрическом будущем легендарного Mitsubishi Pajero.
Артем Гусаров работает в автомобильном бизнесе уже более 15 лет, последние два из которых — в должности управляющего директора KIA Motor RUS. Ради этой должности он вернулся из Европы, где возглавлял бренд Chevrolet. В беседе с CarTimes.Ru, господин Гусаров рассказал, что стало причиной его возвращения, почему KIA удается увеличивать продажи на падающем российском рынке и где лучше готовят корейские блюда.
Президент Peugeot Максим Пика и глава Citroen Фредерик Банзе о будущем французских брендов